Расстройства аутистического спектра
Областное бюджетное учреждение здравоохранения
Областной перинатальный центр

Суррогатное материнство в Пензе Цена на услуги на сайте

05.04.2024 Аутисты, «дети индиго», «дети дождя» - вот лишь небольшой
перечень названий – синонимов, которыми в современном обществе
пытаются определить отклоняющихся в поведении и социальном
взаимодействии детей. Сейчас общество уделяет таким необычным детям все
больше и больше внимания. Чуть ли не ежедневно появляются новые
изыскания по этой теме. Но в таком обилии поступающей информации очень
трудно разобраться. Родители, врачи, учителя, а так же другие специалисты
вынуждены порой самостоятельно проверять полученные сведения на
достоверность и приемлемость в использовании. Цель данной публикации
попытаться систематизировать и структурировать все наиболее часто
встречающиеся на приеме у детского врача – психиатра вопросы родителей и
предоставить современный практический взгляд специалиста по проблеме «
аутизма».
Аутизм признан самостоятельной нозологической единицей совсем
недавно: впервые американский психиатр Лео Каннер описал состояние
аутизма у детей в 1943году – «врожденное нарушение аффективного
контакта». Тем самым отметил наличие у некоторых маленьких детей
особенности в виде отсутствия привычного для этого возраста интереса к
другим людям и активное «сопротивление переменам». Практически
параллельно Каннеру, в Вене, Ганс Аспергер описал нарушение социального
взаимодействия на примере мальчиков – «маленьких профессоров» с
необычными интересами и трудностями взаимоотношения с социумом.
Многие отечественные и зарубежные психиатры внесли свой вклад в дело
изучения аутичных детей. В результате тщательных исследований ученые
пришли к выводу, что отличительной особенностью детей с аутичными
чертами является неспособность вступать в полноценный социальный
контакт с окружающими. С 1978 года появился научный термин
«расстройство аутистического спектра», а в 1995 году была сформулирована
знаменитая «триада нарушений социального взаимодействия» как основной
диагностический критерий аутистических расстройств.
Расстройства аутистического спектра (РАС)- широкий круг
аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и
коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто
повторяющихся поведенческих стереотипов. Проявляется как отрыв от
реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность
реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах.
На сегодняшний день имеют место различные гипотезы этиологии РАС,
как социальные, психологические, так и биологические и даже
экологические. Следует особо подчеркнуть, что существующие гипотезы не
исключают, а взаимодополняют влияние различных этиологических факторов
на формирование РАС. Из анализа имеющихся данных можно предполагать,
что в научном мире доминируют генетические гипотезы возникновения
аутистических расстройств. При этом доказанным является факт, что риск
повторения РАС у сибсов (близнецов) в 20 раз выше, чем в общей популяции
и, следовательно, можно рассматривать РАС как результат структурных
2
изменений генома на различных уровнях. Неоспоримым является и то, что
аутизм чаще встречается у мальчиков (соотношение мальчиков и девочек
составляет примерно 3:1).
Согласно другим теориям (дизнейроонтогенетическим) аутистические
расстройства рассматривают как заболевание, обусловленное дефектами
развития мозга на ранних этапах его формирования. Современные методы
исследования (компьютерно-томографические, магнитно- резонансные,
нейрохимические исследования) выявили более часто встречающиеся
аномалии головного мозга у больных РАС, однако, связи с каким – либо
определенным участком или отделом мозга не было до сих пор получено.
Одними из возможных механизмов возникновения РАС являются
изменения во врожденном и приобретенном иммунитетах (как
подтверждение этого утверждения является наличие высокого уровня
аутоантител к нейроантигенам), что в определенные критические периоды
развития ребенка представляет существенную опасность для развития
нервной системы и возникновению симптомов РАС. К возможным причинам
пытаются отнести и различные внешние факторы - травмы, инфекции или
первичное нарушение обмена веществ, (в т.ч. употребление некоторых
продуктов питания, вызывающих нарушения проницаемости кишечного
барьера), вакцинации, прием некоторых лекарственных средств,
промышленные токсины и др. Точных доказательств или опровержений
влияния различных повреждающих факторов до сих пор не получено.
Статистические различия встречаемости аутистических расстройств в
различных странах не дают убедительной картины достоверности связывания
РАС с действием каких – либо внешних факторов.
Расстройство аутистического спектра - это медицинский диагноз,
устанавливается врачом-психиатром в строгом соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральным Законом «О психиатрической помощи
и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от
03.07.2016).
Заподозрить у ребенка аутистическое расстройство необходимо как
можно раньше. Основные проблемы в социальном функционировании
появляются в раннем возрасте, а именно до 3 лет. Большинство психиатров
рекомендуют выявление первых симптомов аутистических расстройств в
возрасте до 2 лет. Однако, несмотря на проводимую разъяснительную
работу, средний возраст установления диагноза « аутизм», например, в
Великобритании составляет 5-6 лет. Хочется надеяться, что благодаря
настойчивости врачей – психиатров, непосредственно сталкивающихся с
трудностями диагностики и верификации данного состояния, диагностика
РАС будет более своевременной и полной. Разъяснительная работа,
проводимая психиатрами, должна разрушать поставленные барьеры
«недоверия» и обеспечить как можно более своевременную диагностику
проблем психического развития ребенка.
3
Однозначно можно утверждать, что все специалисты в области детской
психиатрии призывают родителей обратить внимание и пройти диагностику
на предмет выявления РАС, если до 12 месяцев ребенок не гулит и не лепечет,
у него отсутствует указательный жест; если до 16 месяцев он не начал
произносить отдельные слова, если в возрасте 2 лет он не произносит
коротких фраз, или если он теряет ранее приобретенные речевые и
социальные навыки, стереотипные повторяющиеся действия с предметами, (
в т.ч. размахивает ими перед глазами), раскачивается, затыкает ушки, ,
проявляет необъяснимый интерес к отдельным предметам/ объектам.
Аутисты - гении?
Многие родители и специалисты обращают внимание на то, что у детей
с РАС часто бывает хорошая зрительная память, они обращают внимание на
мелкие детали, которые для их обычно развивающихся сверстников являются
незначительными. Но, так же, у многих детей с РАС есть трудности с
обработкой слуховой информации, сочетающейся с особой
непереносимостью большинства аудиальных раздражителей. Порой кажется,
что они вообще не уделяют внимания звукам и, прежде всего, обращенной к
ним речи. Сочетание великолепной зрительной и избирательной слуховой
памяти в большинстве случаев создает эффект «гения», который
подкрепляется избирательностью в пользовании имеющейся информацией.
Нашумевшее понятие «гиперлексия» (суперспособность к чтению) так
же сбивает с толку своей необычностью и необъяснимостью. Это совершенно
удивительный феномен, когда человек овладевает письменной речью при
отсутствии вербальной коммуникации. Дети начинают декодировать текст.
Это нельзя назвать чтением. У обычных детей, когда они формируют навык
чтения, присоединяется и навык понимания. А при «гиперлексии» дети
декодируют, чтоб декодировать. Они только озвучивают, причем озвучивают
правильно. Это удивляет и поражает неспециалистов, заставляя думать об
«исключительной» одаренности. Анализ наблюдений за «выросшими»
гениями свидетельствует трудностях практического применения обилия
теоретической информации, необходимости в жестко структурированном,
порой искусственно созданном, пространстве для сколько – нибудь
продуктивного функционирования и целенаправленного использования ее в
реальной жизни.
На сегодняшний день специфической терапии аутистических
расстройств не существует. Основная цель лечения этих больных -
воздействие на основные симптомы и связанные с ними нарушения
поведения, а также стимуляция развития когнитивных функций, речи,
моторики, необходимых навыков или поддержание их сохранности, создание
предпосылок к возможности обучения. В первую очередь усилия
специалистов должны быть направлены на формирование эмоционального и
социального взаимодействия с ребенком. Врачи – психиатры в этих целях
часто используют фармакотерапию (психо- и соматотропными средствами, в
сочетании с ноотропными средствами, обладающими нейропротективным,
нейротрофическим действием). Комплексный подход обязательно включает
4
специфическую сенсорную стимуляцию анализаторов зрения, слуха,
двигательной системы путем использования аппаратных воздействий (
ТКМП, БАК и т.п..) и методов психологической, педагогической,
логопедической коррекции (работу логопеда, дефектолога, психолога).
Школьное обучение – одна из важнейших составляющих жизни любого
ребенка. Для ребенка с РАС успешность прохождения этого пути
определяется целым комплексом не только материально – технически
особенных условий получения образования (доступность, комфортность и
т.п.), но и использование специальных образовательных программ и методов
обучения. Рекомендации психолого - медико-педагогической комиссии
(ПМПК) помогут организовать необходимые условия получения образования
для каждого ребенка.
При разных формах расстройств аутистического спектра прогноз
отличается, но в целом, своевременно установленный клинический диагноз,
введение психофармакотерапии, проведение реабилитации являются
эффективными и приводят к заметным улучшениям в развитии большинства
детей с аутическими проявлениями.
«Перерасти» аутизм невозможно. Но помочь ребенку быть понятым,
принятым, равноправным и включенным в общество вполне реальная и
достижимая цель.
Первичная консультативная помощь детскими врачами – психиатрами
осуществляется в ОБУЗ «ККПБ» диспансерное отделение: г. Курск, ул.
Димитрова 61, тел.: (4712) 78 -79 -21.
Проконсультироваться по проблемам комплексной психологопедагогической, медицинской и социальной помощи в том числе вопросам
воспитания, обучения детей с РАС можно в ОКУ « Курский областной центр
психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения», по
адресу: г. Курск ул. Кирова 7 тел.:(4712) 51-14-75, а так же в отделении
развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От
колыбели до школы»: г. Курск, пр. Дружбы, д. 5 ,тел.: (4712) 57-20-85,
(4712) 57-20-86.
Региональная стажировочная площадка по комплексному
сопровождению детей с РАС на базе ОКОУ «Курская школа «Ступени»: г.
Курск, ул. Семеновская 78А . тел.: (4712 )70-59-89, (4712 )70-59-84
Подготовила информацию врач – психиатр детский, заведующий
психиатрическим дневным стационаром , главный внештатный детский
специалист психиатр Министерства здравоохранения Курской области
Прокопова Елена Юрьевна

Возврат к списку